В декабре 2015г. произошло эпохальное событие в масштабах планеты, способное со временем перекроить экономическую карту мира, изменить существующие экономические связи и оказать глобальное воздействие на ведущие мировые державы.
Заработала первая ветка мегапроекта – Новый Шелковый путь из Китая в Европу.
Трансазиатско-кавказский транспортный коридор принял первый железнодорожный состав.
Поезд проследовал через всю территорию КНР и Казахстана (в обход России) до г. Актау.
После этого с помощью открытой в 2014г. новой паромной переправы он пересек Каспийское море и прибыл в порт Алят (Азербайджан).
Далее состав добрался до порта Поти в Грузии.
Отсюда следующая паромная переправа доставила его в г. Стамбул в Турции.
Следует отметить, что идею создания единого транспортного, торгового и энергетического коридора, связующего страны Центральной и Южной Азии с европейским континентом, выдвинул председатель КНР Си Цзиньпин в сентябре 2013г.
В феврале 2015г. в Китае был сформирован Фонд «Шелкового пути» с объемом финансовых средств в 40 млрд. долларов. Ещё 50 млрд. долларов выделено Азиатским банком.
Данные средства предполагается использовать для финансирования инфраструктурных проектов в государствах Евразии и Азиатско-Тихоокеанского региона, включая строительство железных дорог, портов и других объектов.
В целом, в рамках проекта Новый Шелковый путь планируется сформировать гигантский единый экономический пояс стран-партнеров.
Это придаст дополнительный импульс углублению политических и экономических отношений между ними, будет способствовать развитию торговых связей и росту валютно-финансовых потоков.
По оценке WantChinaTimes.com, суммарные финансовые вложения Китая в мегапроект могут достичь 22 триллионов долларов.
Масштабы Шелкового пути являются гигантскими не только в плане инвестиций, но и с точки зрения географии.
Его реализация планируется как по суше, так и по морю.
Базовый маршрут сухопутного Нового Шелкового пути начинается в г. Сиане (провинция Шэньси), проходит по всей территории Китая и далее следует через Казахстан, Азербайджан, Грузию и Турцию в страны Евросоюза.
В дальнейшем планируется реализация Центрального коридора в Европу – через страны Центральной Азии и Иран.
Кроме того, обсуждается возможность создания северной трассы – из западного Китая по территории Казахстана и России к побережью Балтийского моря.
Замыслы по реализации морского Шелкового пути еще более грандиозны.
Он должен начинаться в китайской провинции Фуцзянь (г. Цюаньчжоу), далее следовать через наиболее крупные города в Южном Китае, Малаккский пролив и Малайзию.
После этого пересекать Индийский океан с заходом в порты Калькутта (в Индии), Коломбо (на Шри-Ланке), на Мальдивские острова и в порт Найроби (в Кении) на Африканском континенте.
После этого морской маршрут должен пролечь по Красному морю, через Суэцкий канал выйти в Грецию (Афины) и Италию (Венеция), далее соединяясь на европейском континенте с сухопутным Шелковым путем.
Значение Нового Шелкового пути трудно переоценить.
Если до сегодняшнего дня для транспортировки различных грузов из Китая в Европу по морю требовалось до 40 суток, то с использованием сухопутного пути это займет всего 10-12 дней .
В результате трансконтинентальные перевозки будут осуществляться в более короткие сроки и станут намного дешевле.
По различным прогнозам, ежегодный товарооборот в рамках проекта Шелковый путь оценивается в 21 триллион долларов.
При этом доля КНР в мировом ВВП в перспективе может возрасти до 50%.
Кроме того, данный мегапроект будет способствовать продвижению полномасштабного сотрудничества между государствами – партнерами в различных сферах, развитию экономической интеграции и укреплению взаимного доверия.
Таким образом, Новый Шелковый путь может глобально изменить экономическую картину существующего мира.
Читайте также:
ВРЭП – крупнейшая в мире зона свободной торговли
Транстихоокеанское партнерство
Страны АСЕАН углубляют интеграцию